Премьера Baldur’s Gate и Valve на троне
1990-е годы, несомненно, стали золотой эрой в истории компьютерных игр. Это было время, когда новые жанры появлялись как грибы после дождя, рождались культовые бренды, а каждая последующая игра превосходила, казалось бы, невозможное качество визуального оформления. Полгода назад мы вспомнили десятку лучших — субъективно говоря — игр 1997 года. Поводом для этого послужил выход Diablo 4 — последней части серии, первая часть которой появилась на наших компьютерах как раз в 97 году.
Но оставить подборку лучших игр только из 1997 год — все равно что не оценить все остальные выдающиеся работы, вышедшие чуть раньше или позже. Поэтому было решено и дальше вести подобные хроники и немного по схожему поводу: прошлым летом вышел еще один громкий релиз. Ведь совсем недавно нам вновь довелось собрать команду в чрезвычайно хорошо принятой Baldur’s Gate 3 — игре из серии, первая часть которой появилась в декабре 1998 года.
Разумеется, приведенный ниже список крайне неполный и субъективный, иначе из статьи получилось бы нечто вроде антологии. Вторая половина 1990-х годов была настолько выдающимся периодом, что каждый год появлялось множество претендентов на звание «Игры года». Итак, перед вам список самых интересных работ 1998 года. Кроме того, вы сможете увидить цитаты из обзоров тех времен на эти игры.
Почетные упоминания:
Учитывая количество игр-блокбастеров, вышедших в 1998 году, очевидно, что многие игры будут пропущены, и любой комментарий типа «А где же игра xxxx?» вполне правомерен. Добавляйте свои предложения в комментариях, а здесь будут перечислены некоторые более заметные проекты, такие как:
- The Legend of Zelda: Ocarina of Time — самая рейтинговая игра 1998 года по версии Metacritic (в нашей стране ее не заметили);
- Fallout 2 — не менее яркое продолжение постапокалиптической ролевой игры, о первой части которой мы рассказывали в связи с хитами 1997 года;
- Resident Evil 2 — настоящий король ужасов на выживание, исправляющий многие недостатки «единички» (вышла в 1998 году только на PlayStation);
- Вангеры — игра сочетающая в себе элементы гоночного симулятора и ролевой игры в открытом мире, предлагая уникальный геймплей, мир с нестандартной атмосферой и разнообразные трансформирующиеся транспортные средства, внесшая свой вклад в историю российских видеоигр
- Dune 2000 — стратегическая игра в реальном времени основанная на вселенной «Дюны» и являющаяся переизданием классической Dune 2.
- Аллоды: Печать тайны — ролевая компьютерная игра с элементами стратегии, первая часть серии Аллодов, ставшая одной из первых российских игр, привлекших внимание и популярность за пределами страны.
- Caesar 3 — стратегическая игра, в которой игроки строят и управляют процветающими римскими городами, решая градостроительные задачи и удовлетворяя потребности жителей в ресурсах и благосостоянии.
- SiN — шутер от первого лица, разработанный Ritual Entertainment, был не так удачен как Half-Life, но тоже был примечательным проектом того времени.
- Sanitarium — это атмосферная психологическая хоррор-игра, в которой игрок исследует мрачные и загадочные окружения
- Jurassic Park: Trespasser — инновационная видеоигра, воплощающая амбициозные идеи, несмотря на технические ограничения своего времени.
Half-Life — «Это мечта любого геймера»
- Дата выхода: 19 ноября 1998 г.
- Производитель: Valve
- Жанр: FPP экшен
- Платформа: PC Windows (1998)
Half-Life — это удар прямо в глаз тем, кто утверждает, что трехмерные шутеры не нуждается в сюжете. Ребята из Valve купили у id Software лицензию на движок Quake II, модифицировали его и, таким образом, смогли направить весь свой гений на саму игру — ее сюжет, дизайн миссий и «производство» тонн новой графики. Результат получился фантастическим. Это мечта любого геймера: побывать ТАМ, провести ТАМ всю жизнь, оставить ТАМ свою душу. ТАМ — в мире по ту сторону монитора.Важно сказать об этом прямо, чтобы потом не увязнуть в нездоровой паутине полемики и объяснений: Half-Life — это, без тени сомнения, лучший экшен года, и если кто-то утверждает обратное, то он либо полный безумец, либо хочет вывести нас — верующих — из состояния ледяного спокойствия. — Обзор игры Half-Life, «Secret service» № 63, рейтинг 9/10
В 1998 году сюжетные линии в шутерах от первого лица еще не были привычным делом. До этого были смеси в виде System Shock или Terminator: Future Shock, но в целом геймерам нужно было только оружие и куча мобов, которых можно было перестрелять, что с успехом делали Doom, Quake, Duke Nukem 3D и их многочисленные клоны.
И вот появилась она — Half-Life. С прологом, в котором не было ни одного выстрела. Медленное путешествие Гордона Фримена на поезде завораживало! Действия в нем было немного, но оно заложило прочный фундамент погружения и атмосферы, который впоследствии позволил буквально вжиться в роль Гордона и полностью перенестись в игровой мир, что так настойчиво подчеркивал рецензент Secret Service.
Именно кинематографические интерлюдии, созданные на движке игры и органично вписанные в игровой процесс, а не привычные заранее показанные интерлюдии, усиливали это погружение. HL была еще и визуально потрясающей — помню, как я впервые увидел ее в гостях у друга, закоренелого геймера с Amiga, который пересел на новый ПК только ради Half-Life. Поездка Гордона на семнадцатидюймовом ЭЛТ-мониторе с плавными кадрами превосходила все, что вы видели в играх до этого. Культовый статус игры был закреплен не менее блестящим сиквелом, но первая часть вошла в ис
Baldur’s Gate — «Это лучшее, что произошло с компьютерными ролевыми играм»
- Дата выхода: 21 декабря 1998 г.
- Производитель: BioWare
- Жанр: RPG
- Платформа: PC Windows (1998)
Хотя у вас не должно возникнуть особых проблем, мы все же обнаружили несколько ошибок в одиночной игре. Иногда мы сталкивались с ситуациями, когда некоторые NPC не понимали, что у нас в руках какие-то предметы, которые они просят, или не помнили, что разговаривали с нами раньше. Такое случалось всего пару раз и часто не повторялось ¿ при перезагрузке игры все работало нормально. Мы также столкнулись с вылетами игры, но, честно говоря, за четыре дня почти непрерывной игры это произошло всего два раза. В итоге Baldur’s Gate — это лучшее, что произошло с компьютерными ролевыми играми за последнее время. Игра не только показала, что можно сделать игру, насыщенную статистикой, не скучной и не запутанной, но и показала, что ее можно сделать стильной и красивой. Я рекомендую эту игру всем, кто любит фэнтези, ролевые или приключенческие игры. BioWare не только справедливо отнеслась к лицензии AD&D, но и установила стандарт того, какими должны быть ролевые игры. — Обзор игры Baldur’s Gate, IGN, оценка 9.4/10
Подобно тому, как Fallout годом ранее возродил интерес геймеров к компьютерным ролевым играм, в 1998 году Baldur’s Gate была признана игрой, задавшей новые стандарты для последующих изданий и являющейся лучшей адаптацией AD&D для компьютеров, выпущенной на тот момент.
По словам одного из основателей BioWare Рэя Музики (Ray Muzyka), огромный успех игры отчасти является результатом вложения средств в лицензию Dungeons & Dragons и прислушивания к отзывам фанатов в процессе разработки, что было успешно даже тогда, когда Интернет и ранний доступ не были так распространены, как сегодня.
Baldur’s Gate считается одной из лучших игр, созданных когда-либо, и послужила источником вдохновения для многих новых игровых проектов. Достойно восхищения и то, что, несмотря на столь высокую планку, разработчики второй и третьей частей сумели подняться еще выше, создав еще более совершенные игры серии.
- Дата выхода: 21 августа 1998 г.
- Производитель: Red Storm Entertainment
- Жанр: тактический шутер FPP
- Платформа: PC Windows (1998)
Это не шутер! Захватывающе интересно наблюдать, как одним выстрелом все заканчивается. Это первое, что я заметил, что отличает Rainbow Six от других шутеров. Вам не нужно расходовать тонны боеприпасов, чтобы расправиться с несколькими мутантами. Правильно сделанный выстрел уничтожает террориста. — Обзор игры Tom Clancy’s Rainbow Six, «Secret service» № 61, оценка 9/10
К середине 2000-х годов тактические шутеры на ПК уже не вызывали особого удивления, но в 1998 году оригинальная Rainbow Six заложила основу и произвела революцию. Автор Том Клэнси нарисовал довольно простую и мрачную картину международных отношений и борьбы с терроризмом в своей книге под названием «Радуга шесть», на которой и была основана игра. Однако это был идеальный материал для FPS, где опасность и смерть подстерегали за каждым углом. Каждый ваш шаг должен был быть тщательно продуман и спланирован еще до начала миссии, что одновременно пугало и вдохновляло. Расстановка путевых точек на карте определяла темп прохождения миссии, но в конечном итоге от этого зависело, достигнете ли вы поставленных целей.
При выборе оперативников, входящих в состав Team Rainbow, необходимо было учитывать различные особенности. Например, нельзя было вбегать в комнаты с оружием наперес, тем более не зная где находятся враги, ведь одна-две пули могут означать смерть товарища по отряду. Прежде чем открыть дверь, нужно было подумать о том, как ее взломать или приказать кому-то из бойцов бросить взрывпакет, а затем войти и кинуть светошумовую гранату. Добавьте сюда фактор заложников, и почувствуйте то напряжение, что испытывали игроки, которые увидели все это впервые.
До Rainbow Six игроки не испытывал такого чувства хрупкости и своей смертности в шутерах тех лет. Это был глоток свежего воздуха после бесчисленных других представителей жанра. Многие будут сторониться ее трудоемкой и неумолимой природы, но именно так игра заняла свою нишу и повлияла на такие игры, как Ghost Recon, Operation Flashpoint и SWAT 3.
Unreal — «Оргазм — это мягко сказано»
- Дата выхода: 15 мая 1998 г.
- Производитель: Epic Games
- Жанр: FPP-шутер
- Платформы: PC Windows, Mac OS (1998)
Оргазм — это мягко сказано. Сразу видно, что разработчики уделили много времени и внимания визуальной стороне игры. В основе графики лежит современный и великолепный движок Fire Engine. Это самая замечательная и совершенная система, которую когда-либо видел человеческий глаз. Графический движок на данный момент является самым сильным достоинством Unreal, поэтому еще предстоит выяснить, как проявит себя многопользовательский режим и станет ли он поводом для похвалы. — Обзор игры Unreal, «Secret service» № 58, оценка 9,5/10
Последовательные итерации движка, который мы сегодня знаем как Unreal Engine, легли в основу бесчисленного множества игр — от «инди» до самых громких хитов крупнейших издательств. А начиналось все с шутера Unreal и движка Epic, который в то время называли Fire Engine.
Unreal запомнился многим как игра, разделившая геймеров на два лагеря: фанатов Quake и фанатов Unreal. И как одна из самых требовательных игр того времени. В обзоре «SS» этому вообще был посвящен целый абзац, в заключении говорилось, что «это игра не для нормальных людей», только для самых богатых компаний, где стоят самые быстрые — и самые дорогие — ПК. Рекомендуемая конфигурация для Unreal — Pentium II, 64 Мбайт ОЗУ и обязательный графический ускоритель Voodoo 2.
Что касается многопользовательской игры, то здесь придется на мгновение забежать вперед — в следующий 1999 год. Наряду с сетевой Quake 3 Arena в это время появился Unreal Tournament, также ориентированный на стычки игроков, и можно сказать, что война началась всерьез. Сейчас не время и не место судить о том, какая игра была лучше — обе они оказались по-своему замечательными и навсегда вошли в историю цифровых развлечений. Например в США, Unreal заняла верхнюю строчку хит-парада, уступив лишь StarCraft.
StarCraft — «Не скоро вам надоест»
- Дата выхода: 31 марта 1998 г.
- Производитель: Blizzard Entertainment
- Жанр: RTS
- Платформа: PC Windows (1998)
Индивидуальность Starcraft во многом сводит на нет все его мелкие недостатки. В игре столько жизни — как в великолепной однопользовательской кампании, так и в многопользовательском режиме, — что она не скоро вам надоест. И даже если вы пройдете всю кампанию, в игре есть невероятно универсальный редактор, позволяющий создавать собственные полноценные кампании, вплоть до вступлений и запуска событий внутри миссий. В итоге все сводится к следующему: Starcraft, может быть, и не делает ничего особенно нового, но в режиме реального времени он работает так же хорошо или даже лучше, чем любая другая игра до него. Если вы хотите еще раз попробовать формулу, Starcraft можно смело рекомендовать. — Обзор игры StarCraft, Gamespot, оценка 9/10
В 1998 году StarCraft не был революцией — это была просто очередная игра из одного из самых популярных на рынке жанров — стратегии в реальном времени. Это как сегодня мы получаем очередную королевской битвы или очередную игру на выживание.
Но Blizzard не была новичком в этой теме. Свой предыдущий опыт, полученный при создании двух частей Warcraft, действие которых происходило в фэнтезийных реалиях, она теперь реализовывала в научно-фантастическом сеттинге. И это стало самых настоящим хитом! История о зергах, протоссах и терранах увлекала любого, даже не очень большого поклонника RTS. В StarCraft было отточено все: графика, музыка, ИИ, геймплейные механики, атмосфера — просто полный набор.
Игра стала самой продаваемой на ПК в год своего выхода и превратилась в культурный феномен в Южной Корее.
Thief: The Dark Project — «Одна из самых захватывающих игр от первого лица»
- Дата выхода: 1 декабря 1998 г.
- Производитель: LookingGlass Technologies
- Жанр: приключенческий экшен, стелс-игра
- Платформа: PC Windows (1998)
В итоге Thief — одна из самых интересных игр от первого лица, вышедших за последние годы. Вместо того чтобы стремиться превзойти конкурентов в том, что уже было сделано ранее, Looking Glass предоставила нам возможность сыграть за персонажа другого типа в очень реалистичном мире. Мы уже с затаенным дыханием ждем, что же получится у этой динамичной команды разработчиков в сиквеле. — Обзор игры Thief: The Dark Project, IGN, рейтинг 8.9/10
Таким образом, если бы не технические неполадки, то Thief в 1998 году был близок к рейтингу 10/10 — выше, чем оценки Baldur’s Gate, Half-Life, StarCraft и всех остальных «девяток» в этом списке. И это с учетом того, что игра вышла в конце декабря, когда большинство вышеупомянутых блокбастеров уже было сыграно и отрецензировано. Но если учесть, что за созданием игры стояла студия LookingGlass Technologies, известная такими революционными хитами, как Ultima Underworld и System Shock, то это уже не кажется таким странным. Thief не только использовала последние достижения в области компьютерной графики и звука, но и стала одной из первых игр, в которой было применено аппаратное ускорение 3D-звука.
Главным достоинством этой игры было то, что при всех этих трюках со светом, тенью и множеством фоновых шумов использовалась механика геймплея и общая атмосфера всего происходящего. Где, как не в истории о воре, лучше всего использовать темные переулки и внимательно прислушиваться? Thief: The Dark Project стала самым большим коммерческим успехом студии LookingGlass Technologies и сегодня считается одной из лучших игр всех времен.
Grim Fandango — «Этот крайне амбициозный проект удался»
- Дата выхода: 30 октября 1998 г.
- Производитель: LucasArts
- Жанр: приключения
- Платформа: PC Windows (1998)
Этот крайне амбициозный проект удался. Мое пессимистичное эго посрамлено и «мирно» посапывает до очередного вражеского заявления какой-нибудь игровой компании. Все, касающееся Grim Fandango и написанное в пресс-релизах, оказалось чистой и даже преуменьшенной правдой. LucasArts вновь родила хит, который показал, что даже нестандартные идеи иногда имеют феноменальное воплощение. Лично для себя я ставлю Grim Fandango в один ряд с лучшими современными адвенчурами — Blade Runner’ом, Sanitarium’ом и Last Express’ом. Теперь все мои надежды устремлены в сторону продолжения игры, которое, судя по концовке первой части и слухам из LucasArts, выйдет в конце 1999’го — начале 2000 года. Буду ждать. И ждать с нетерпением… Чего и вам советую. Обзор игры Grim Fandango, «Absolute Games».
Какой оптимистичный рецензист был у игры в 1998 году, остается только позавидовать его вере в скорый выхода сиквела. А нам, в 2024 году, все еще ждущим анонса этого продолжения остается только с грустью вздыхать.
Grim Fandango соединила в себе старый и новый стиль приключенческих игр. Для LucasArts это была первая игра в жанре с трехмерной графикой, но при этом в ней присутствовали характерные для студии головоломки — порой сложные и не очень логичные — и, самое главное, капитальный сюжет, диалоги, персонажи и атмосфера. Одним словом — отличное приключение, которое проникало в душу всеми органами чувств.
Нельзя отрицать художественный успех и теплый прием критиков. Игра получила множество титулов — за лучшую компьютерную игру 1998 года, лучшую игру на выставке E3, лучший художественный стиль, музыку и, конечно же, лучшую приключенческую игру. Хуже, однако, обстояли дела с продажами. Grim Fandango оказалась финансовым крахом для LucasArts и закрепила решение о прекращении выпуска приключенческих игр студией, которая, в конце концов, была настоящим чемпионом жанра. Аналогичным путем пошла и Sierra, также ранее славившаяся подобными работами. И только после выхода игры The Walking Dead от Telltale возродилась мода на приключенческие игры, которую нам пришлось ждать почти 15 лет.
В 2014 году игра получила неплохой ремастер.
Петька и Василий Иванович спасают галактику
- Дата выхода: ноябрь 1998 г.
- Производитель: S.K.I.F., Eltechs, Бука
- Жанр: приключения
- Платформа: PC Windows (1998)
Диалоги в «Петьке» не блещут ни остроумием, ни едкостью, ни краткостью породившего их фольклора. Хотя для тех, кого анекдоты «про Петьку’ обошли стороной (бывают, оказывается, и такие), это, наверное, должно быть забавно. Не поймите меня неправильно все наезды на «Петьку» бессмысленны и к делу не относятся В сущности, это натуральный фольклор нашего компьютерного времени. Картинки в лубочных цветах, кривые, но прикольные «анимашки», серые, полные похабностей тексты и море геймплея в стиле всем известных классических квестов от Lucas Arts. Новая городская культура, понимаете. By gamers — for games.
Фанаты игр «Вагнеры» и «Аллоды» могут испытывать некоторое недовольство, однако именно Петька был выбран для включения в этот рейтинг. Несмотря на заслуги и восхищение, которые заслуживают все упомянутые проекты, первый «Петька» выделяется своей уникальной атмосферой той эпохи и оставил наиболее яркое впечатление среди отечественных разработок того времени, по крайней мере, для меня. Сразу после выпуска «Петька» стал переломным событием во многих отношениях.
Во-первых, «Петька» была первой в России игрой, выпущенной на трех компакт-дисках. Во-вторых, игра стала одной из первых, которая появилась в коробках «jewel-box». Это позволило снизить стоимость производства копий и увеличить их тираж (хотя также были выпущены и коллекционные издания). В-третьих, «Петька и Василий Иванович спасают галактику» стали одними из первопроходцев в жанре «русский квест».
Идея создания квеста с Петькой и Василием Ивановичем возникла в начале 1996 года. Редакция электронного журнала SBG Magazine задумалась о том, что такое «идеальный квест» и какая компания могла бы его выпустить. В результате обсуждений было решено разработать свой собственный квест, и в качестве главных героев были выбраны Василий Иванович Чапаев, Петька и Анка. Спустя некоторое время, в середине 1996 года, началась активная разработка. Сценаристом игры стал Вячеслав Письменный, а главным художником — Олег Захаров. В процессе создания игры участвовал весь коллектив редакции.
18 февраля 2016 года на платформе Steam было выпущено переиздание игры, адаптированное к современным версиям операционной системы Windows и широкоформатным мониторам. В новой версии, помимо оригинального варианта, добавлена улучшенная курсорная система, система достижений и обновлены диалоги главных героев, а также дополнены скриншоты всех локаций.
Warhammer: Dark Omen — «Самое эстетически приятное компьютерное воплощение мира Warhammer»
- Дата выхода: 6 мая 1998
- Производитель: Mindscape/Electronic Arts
- Жанр: стратегия
- Платформа: Windows, PlayStation
Dark Omen — это, безусловно, самое эстетически приятное компьютерное воплощение мира Warhammer. Поклонники пошаговых стратегий или традиционных настольных Warhammer покажутся поклонникам Dark Omen слишком суматошными. Но изящный интерфейс, отличная однопользовательская кампания и насыщенный многопользовательский режим позволят получить много часов удовольствия как любителям Warhammer, так и поклонникам стратегий реального времени. — Обзор игры Warhammer: Dark Omen, IGN, рейтинг 8.3/10
Warhammer: Dark Omen — тактическая стратегия, вторая игра во вселенной Warhammer Fantasy Battles, созданная Mindscape и изданная Electronic Arts в 1998 году. Она является идейным и сюжетным продолжением Warhammer: Shadow of the Horned Rat. Обе игры основаны на настольной военно-тактической игре Warhammer, разработанной компанией «Games Workshop» в 1983 году.
Во многих аспектах Warhammer: Dark Omen улучшила своего предшественника, предоставив более удобный интерфейс и улучшенную графику. Одним из главных отличий является изменение в системе оплаты наемных отрядов: теперь они не требуют оплаты за задания, содержание и найм. Деньги начисляются за количество убитых врагов, которые затем можно использовать для найма новых войск и покупки снаряжения. Характеристики отряда и командира стали менее подробными, а сюжетные развилки и битвы упростились.
Сюжет игры разворачивается после победы армии наемников Grudgebringers («Вызывающих Зависть») под командованием командира Бёрнхардта над орками и скавенами в Империи. После этого они занимаются патрулированием границ, выполняя различные задачи, такие как защита деревень и купцов от нападений гоблинов и разбойников.
Metal Gear Solid — «Хидео Кодзима создал лучшую игру для PlayStation»
- Дата: 3 сентября 1998 на PlayStation и 24 сентября 2000 на ПК
- Производитель: Konami.Digital Dialect
- Жанр: стелс-экшн
- Платформа: Windows, PlayStation
Я в восхищении. Признанный с самого начала амбициозным проектом, Metal Gear Solid сумел сполна выполнить все свои обещания. От начала и до конца он близок к совершенству, как ни одна другая игра в жанре экшен на PlayStation. Красивая, захватывающая и инновационная, она превосходит все возможные категории. Что я могу сказать? Хидео Кодзима создал лучшую игру для PlayStation. Я снимаю шляпу перед ним и Konami за то, что они создали игру, которая раз и навсегда доказывает, что исключительный геймплей не должен отходить на второй план перед техническим величием. Это та игра, которую каждый владелец PlayStation должен увидеть своими глазами. Как бы банально это ни звучало, но «купите копию. Сейчас же!» Вы не будете разочарованы. — Обзор игры Metal Gear Solid, IGN, рейтинг 9,8/10
Metal Gear Solid 1998 года не была первой игрой Хидео Кодзимы (Metal Gear или другой), но именно она сделала его известным человеком. Хотя возможности PlayStation в 3D были весьма скромными, они позволили ему привнести в работу своей команды новый уровень повествования, а благодаря огромному вниманию к построению кадров и диалогам персонажей Metal Gear Solid проложила путь к новому уровню кинематографического повествования в видеоиграх.
Несмотря на то что игра впечатляет, кинематографичность Metal Gear Solid была лишь одной из составляющих общей картины. В стелс-экшене также есть множество запоминающихся схваток с боссами, будь то бой с читающим карту памяти Психо Мантисом или трогательный поединок со Снайпером Вульфом. Эти огромные антагонисты поддерживали нашего столь же огромного героя, не то что злодеи в классических фильмах о Бонде.
Metal Gear Solid также стала дебютом Ликвид Снейка, брата-клона Солида. Это откровение заложило основу для со вкусом запутанной сюжетной линии, которая станет основой для будущих игр Metal Gear Solid.
Metal Gear Solid остается интересной и сегодня, спустя двадцать шесть лет после своего дебюта. Несомненно, в некоторых аспектах она неровная, а последующие игры серии Metal Gear Solid добавили множество новых механик, которые в ретроспективе заставляют оригинал выглядеть примитивно, но нельзя отрицать, что Кодзима и его команда сделали что-то особенное в те времена.