обзор рельсового шутера Blue Estate (18+)
Что бы вы испытали, когда узнали, что один из лучших шутеров прошел мимо вас и вы даже не думали в него играть? Чувства разочарования или радости? Я был безумно рад когда однажды все таки решил поиграть в Blue Estate и получил яркий, динамичный и хорошо поставленный рельсовый шутер с безупречной проработкой деталей.
В марте 2011 года свет увидел первый выпуск криминального комикса Blue Estate, созданного художниками Виктором Калвачёвым и Костой Яневым по сценарию Эндрю Озборна. Комикс рассказывал историю детектива Роя Девайна-младшего и актрисы Рэйчел Маддокс. Комикс понравился как читателям, так и критикам, но что они точно не ожидали — так это то что по нему сделают игру. И не просто игру, а первоклассный рельсовый шутер. Шутер, который будет доводить до отчаяния игровых критиков.
Рельсовые шутеры — жанр крайне редкий. Компании которым он был интересен всегда получали от критиков массу негатива, независимые разработчики на него если и смотрели -то крайне редко, а японские игры ввиду своей специфики попросту не могли подойти широкому кругу игроков. Но Blue Estate вышедший весной 2015 года удовлетворял все запросы аудитории без особых проблем, напоминая за что любили The House of the Dead и другие подобные игры.
Игра основывалась на комиксе и рассказывала историю двух его персонажей — антигероя Тони Лучиано, харизматичного и бесстрашного сына крестного отца итальянской мафии Лос-Анджелеса и антизлодея-наемника Кларенса, решившего работать на мафию ради денег.
В игре всего 7 уровней, но при этом есть два режима — истории и аркады. И за счет них игра становится в два раза больше. Сюжетный режим — это превосходно озвученная и поставленная история о двух профессиональных убийцах, готовых ради своих целей на все. Игра начинается с того, что дерзкий бандит Тони Лучиано вламывается в ресторан, в котором удерживают его любимую девушку — роковую красотку ЧерриПопс. И первое что он в ресторане получает — удар с ноги от очаровательной девушки-администратора.
Понимая что с миром его тут не примут, Тони устраивает пальбу в духе Джона Уика, выпиливая всех бандитов, работающих на босса заведения — шустрого азиата Кима. И если вы думаете, что вся игра будет такой — вы ошибаетесь. Потому что Blue Estate это настоящее искусство.
Весь свой творческий потенциал создатели игры потратили на две вещи — подчеркивание того факта, что игра основана на комиксе и постановку сцен и уровней. И в этом им нет равных. Это практически уровень хорошего гангстерского кино.
Каким образом можно показать, что игра сделана по комиксу? Может быть добавить комиксные рамки в диалоги? Или облачка для слов в сцены? Создатели сделали наверное одну из самых крутых вещей, которые я видел в игровом визуале — они встроили скринтоны в оформление игры и уровней. Они висят в небе облаками и дымкой, они на заднем плане заливают меню, они везде. И это чертовски круто.
Скринтон — это вещь, без которой тяжело представить мангу или комиксы. Это по сути текстуры с точками, которые позволяют при печати придать рисункам текстуру и объем, а зачастую и не дать темным оттенкам на рисунке слится в одну кучу. Они также помогают при печати, экономя краску(но это не точно). И Blue Estate превращает игру в живой комикс, живописно вплетая скринтоны в мир игры.
Что же касается постановки, то наивысшей ее точкой является уровень на Лос-Анджелесском кладбище. Там, посреди пальм и тумана, Тони Лучиано переживет сильнейшее потрясение в жизни, но тут же собирется и начнет раздавать свинцовые подарки каждому, кто попытается ему помешать. Уровень по-киношному масштабен — вначале мы видим эмоциональную беседу Тони с представителем другой банды, а затем начинается полный безумных приключений тур по кладбищам.
Тони прыгает через памятники, крушит их выстрелами, прячится за ними, поправляет свою челку с помощью QTE. Когда туман сгущается он начинает бороться с противниками, которые используют лазерные прицелы. Он забегает на кладбище домашних животных, крайне интересное место с кучей памятников различным питомцам. Там Тони продолжает свой смертельный марафон и противники падают один за другим.
Позже он забегает в здание и авторы окончательно раскрывают карты — Blue Estate это игра, которая многое черпает их классических боевиков, но при этом остается крайне несерьезной. Время замедляется, по залу начинают кружиться воробьи, а Тони продолжает свой смертельный бой, ведущий его к его цели.
Этот уровень один из самых больших достоинств игры. Атмосферный и динамичный, он заставляет игрока погрузиться в историю. Я перепроходил его больше десяти раз и он мне не надоел до сих пор. Особенно удачно расположены коллекционные предметы и выучить их местоположение а потом за раз собрать все было очень захватывающим испытанием.
Когда мы начинаем играть за другого персонажа — Кларенса, игра становится несколько проще. Кларенс спокойный и даже добрый человек, он способен найти выход из любой ситуации. Но его не очень везет с координаторами из мафии, поэтому он часто попадает в сложные передряги. Киношный эпизод Кларенса наступает на вечеринке, которую он портит своими меткими выстрелами. Он больше похож на шпиона, нежели киллера. И на контрасте с Тони, он вносит в игру каплю здравомыслия и добра.
Стреляй и катись
Рельсовые шутеры это игры, в которых требование к устройству пушек иное, нежели в шутерах обычных. Первым делом игрок должен быстро водить прицел по экрану, перезарядка или прицеливание не должны усложнять игру. Всякие импакты, отдачи и прочие красивости уходят на второй план, просто потому, что жанр вообще не об этом. И авторы Blue Estate хорошо это понимают — в игре много видов оружия, но их главное отличие в скорости и поражающем эффекте — есть пушки которые требуют ювелирной стрельбы по головам, а есть одним небрежным выстрелом сносящие всех врагов на экране.
По настоящему все достоинства оружия игры ощущается в аркадном режиме. В этом режиме вы быстро перемещаетесь по локациям из сюжетного режима, при этом все сцены и диалоги убраны. Только стрельба. И это чертовски крутой режим. Я бы сравнил его с Hotline Miami — игра тащит вас сквозь комнаты и коридоры наполненные врагами, а вы опережая время убиваете всех меткими хедшотами. Особенно усиливает ассоциации с Hotline Miami эффект перемотки пленки.
В игре три уровня сложности для обоих режимов. И удивительно, но аркадный режим так хорош, что даже на высшей сложности в него интересно играть — он не душный и не слишком сложный. Секрет победы в Blue Estate прост — не ждите, пока появится желтый маркер врага — стреляйте по головам заранее. Быстрота и игра на опережение — это главный ключ к победе. А также получения всех достижений — в игре много различных предметов, разбивать которые необходимо по мере прохождения уровней. Без меткости и быстроты сделать это весьма трудно.
Blue Estate это одна из немногих игр, где QTE не вызывают ненависти. Они очень хорошо сделаны, не требуют особой реакции и действительно делают игру интереснее. Как и мини игры, по типу “ударь крота” — когда на экране есть несколько мест откуда появится враг и цепочек врагов, по которым нужно попасть — последовательность указывает сама игра.
Иногда враги бросают в вас различные гранаты и предметы. Пока они летят можно изящно их отбить и обернуть их урон против врагов. Классика видеоигр — взрывающиеся предметы тоже присутствуют и позволяют без особых усилий зачищать сцены.
Плохие боссы — скучные боссы
При всех своих достоинствах, Blue Estate слаба на боссов. Они — невыразительные и скучные губки для пуль, бои с которыми приходят по одному сценарию — есть сцена на которой босс вас атакует, есть сцена на которой вы атакуете босса. И после они повторяются снова и снова. По кругу. И это самая скучная часть игры.
К сожалению, даже имея крутые пушки борьба с ними не ощущается интересной или затягивающей. Скорее наоборот, хочется поскорее закончить битву и вернутся к рельсовому адреналиновому тиру.
Юмор или не юмор?
Blue Estate — это игра которую авторы периодически комментируют для того, чтобы сделать ее еще смешнее. Игра останавливается и на экране появляется их комментарий. И это работает. Blue Estate реально смешная игра, хотя порой юмор кажется плоским и не смешным — чего только стоит все, что связано с Чихуа-хуа.
Если вы не любите черные и тупые комедии, то вероятно, вас Blue Estate не заставит смеяться. Мне же игра понравилась как раз из-за своего юмора — местами чересчур прямолинейного и даже злого, но все таки работающего. Все таки жанр игры обязывает — это буквально гангстерский фарс, доведенный местами до абсурда.
А что с сюжетом?
Есть мнение, что сюжет Blue Estate не завершен. На самом деле это не так. Дело в том, что в самом начале, когда мы управляя Тони Лучиано идем освобождать ЧерриПопс, мы создаем конфликт между Тони и его отцом. Итогом этого становится потеря отцом лошади по имени Blue Estate. Но с каждым новым уровнем ситуация становится лучше, а финальные уровни которые кажутся лишними на самом деле нужны лишь для раскрытия Тони как персонажа и завершения сюжета. Когда ЧерриПопс и Тони поговорят по телефону, игра закончится. А все остальное что вы увидите — это просто шутка от разработчиков.
На первый взгляд может показаться, что Blue Estate это идеальная игра для любого ценителя шутеров. Но это не так. Настоящая аудитория этой игры — это геймеры, любящие боевики и комиксы, способные оценить пародию на то и другое и не боящиеся вульгарных и вызывающих сцен. Энтузиасты рельсовых шутеров тоже останутся довольны — Blue Estate далеко не самая скандальная игра жанра и самостоятельно сделать с ней аркадный кабинет вполне достойная затея. Игра поддерживает массу контроллеров, включая Leap Motion и световые пистолеты, пусть и неофициально. А самое главное — игра дешевая и доступная.