Как менялись игры серии Fallout

0

В видеоигровом комьюнити существует много громких и известных франшиз, вызывающих у игроков неподдельные трепет и благоговение. Серия игр Fallout как раз из их числа. Она приобщила к играм не одно поколение игроков, не единожды задавала планку качества для игр своего жанра и собрала вокруг себя армию фанатов. Нетрудно догадаться, что экранизацию этой увлекательной вселенной ждали с огромным пиететом. 11 апреля 2024-го эта экранизация наконец-то увидит свет. Стриминговый сервис Amazon Prime Video выпускает первый сезон сериала Fallout, а мы в связи с этим постараемся вспомнить, какой путь проделала игровая серия, чем миллионы игроков так притягивает мир ядерной пустоши и почему Fallout обрёл культовый статус.

Игры старой школы

Нельзя начать рассказ о серии Fallout без упоминания её идейной предшественницы в лице Wasteland. Именно этой игрой издатель Interplay Entertainment Corporation и студия разработчик Black Isle в 1988 году зарекомендовали себя как создатели добротных ролевых игр. В Wasteland игроку предстояло взять на себя роль рейнджера пустыни — представителя остатков армии США, которые призваны поддерживать порядок на мёртвой земле и защищать людей.


Wasteland запомнилась не только постапокалиптическим сеттингом, но и огромной свободой действий, которая позволяла напрямую влиять на мир. Игроки проводили десятки часов на опасных руинах штата Аризоны, раскрывая их секреты, сражаясь с мутантами и наслаждаясь чёрным юмором, который сильно добавлял веселья. Самое забавное, что Wasteland по большей части была текстовой RPG. Графические задники, которые обозначали локации, могли не меняться долгое время, а многое приходилось просто додумывать. Несмотря на всё это, Wasteland обладала огромной иммерсивностью, а крепкий сюжет только дополнял мрачный и жестокий мир аризонской пустоши.

Так вышло, что Interplay не суждено было заняться разработкой продолжения. Несмотря на коммерческий успех первой части Wasteland, студия больше не владела правами на торговую марку, поэтому разработчикам пришлось придумывать новую игру, которой и стала Fallout от Black Isle Studios.

Первая игра серии была выпущена в далёком 1997 году. Действие игры происходило в будущем альтернативной реальности, спустя почти 100 лет после глобальной ядерной войны. Жители США были вынуждены укрыться в бесчисленных подземных убежищах, чтобы спастись от радиации. Тем же, кому места в убежищах не хватило, пришлось приспособиться к миру на поверхности. Игрок брал под контроль одного из обитателей Убежища 13, в котором неожиданно вышло из строя очень важное устройство — водяной чип. Именно главного героя отправляют на поверхность на его поиски, выделив 150 игровых дней.


Игра вобрала в себя всё лучшее, что было в Wasteland, но только больше и круче. Fallout больше не был текстовой RPG. Теперь это красивая, анимированная игра. Если раньше игрок лишь представлял, как разносит врага из базуки, то теперь он мог увидеть всю жестокость воочию. Больше никаких задников и статичных экспозиций, только красиво отрисованный мир, где большое внимание уделялось деталям. От вида сверху вниз игра перешла к изометрии, что было свойственно ролевым играм тех лет. Дальше — больше: полноценная озвучка персонажей, огромная вариативность действий, разветвленный сюжет, богатый на события мир. Не стоит забывать и о специально разработанной ролевой системе — S.P.E.C.I.A.L., благодаря которой каждый игрок мог выбрать наиболее подходящий ему стиль игры.

Пресса и игроки приняли новинку на ура, хотя большого коммерческого успеха она не нашла. Главное, что игроки полюбили в Fallout, — это поощряемое разработчиками желание исследовать мир Пустоши. После выхода из Убежища игрок был волен отправиться куда угодно, и повсюду его ждала бы какая-то история или активность. Разборки между мэром Джанктауна и местным игорным воротилой, исследования заброшенного Убежища 15, тайна военной базы «Марипоза» и угроза появления армии супермутантов, защита местных фермеров от расплодившихся радскорпионов, столкновение с могущественным мутантом Создателем и раскрытие тайны «Вируса рукотворной эволюции». Fallout предлагал игроку живой мир, который был наполнен огромным количеством тайн, каждую из которых можно было раскрыть различными способами.


Спустя год после релиза первой части Interplay выпустила Fallout 2. Сиквел развивал идеи оригинала, хотя сильно не отходил от успешной формулы первой части. Игроки по большей части тепло приняли новую игру, в том числе и за то, что разработчики не стали чинить и так хорошо работающую игру. Fallout 2 вышел более наполненным в художественном и нарративном плане. В нём всего было больше: квестов, локаций, вариативности прохождения, персонажей, вариантов прокачки.

Сюжет игры — прямое продолжение первой части и рассказывал о внуке протагониста Fallout 1. Главному герою предстояло найти особое устройство в мире Fallout, ГЭКК (Генератор Эдемских Кущ Компактный), прибор, способный возродить цивилизацию. По ходу сюжета Избранный сталкивается с новой враждебной и важной для мира игры фракцией, «Анклавом», остатками правительства США, которые поставили своей целью захватить власть над континентом, истребив всех заражённых и мутантов.


Первая часть серии и её сиквел до сих пор считаются эталонными. Часто говорят: фанат Fallout — не фанат серии, если не прошёл эти две игры. Именно в них зародился дух франшизы, здесь выкован её узнаваемый стиль и запоминающиеся образы. Это важно понимать, поскольку всё, что происходило с серией дальше уже воспринималось не так однозначно.

Продолжение серии вышло лишь в 2001 году в лице Fallout Tactics: Brotherhood of Steel — тактической игры, фокус в которой был смещён в сторону боёв. В этот раз разработчиком выступила австралийская студия Micro Forte. Fallout Tactics ждали сильно. Посудите сами: знакомый сеттинг и глубокая боёвка а-ля какой-нибудь Jagged Alliance. Такой мэшап должен быть успешным. В итоге игра больше пострадала от смешения жанров. Ролевая система не работала в новых игровых механиках, попутно мешая сражениям. Игра больше напоминала игрового монстра Франкенштейна, которого сшили из разрозненных игровых идей.


Была ещё Fallout: Brotherhood of Steel, разработанная в 2004 году для консолей той эпохи. Это была RPG с видом сверху, которую с оригинальным Fallout роднил только сеттинг. Больше ничем она не была примечательна: слабая боевая система, мало диалогов, акцент на экшене. В общем, всё то, чем не был оригинальный Fallout. И это странно, поскольку Brotherhood of Steel стала последней частью, вышедшей из-под крыла Interplay. Дела у студии шли не лучшим образом, и в рамках нескольких сделок права на серию были проданы Bethesda Softworks. Interplay оставила себе лишь права на разработку многопользовательской игры в мире Fallout, но из этой задумки ничего не вышло. Но в этот момент началась эпоха Fallout от Bethesda.


Fallout от Bethesda

Анонс Fallout 3, вышедшей в 2008 году, от не оригинального разработчика был сродни взрыву атомной бомбы. Аудитория очень по-разному отнеслась к тому, что новая часть приключений в постядерном мире больше не будет в изометрии. Вместо этого разработчики из Bethesda пересадили игру на свой движок Gamebryo, который неплохо показал себя в их прошлой игре — The Elder Scrolls IV: Oblivion. Именно поэтому новую часть Fallout моментально окрестили «Oblivion с пушками», что, если взглянуть правде в глаза, недалеко от правды. Игра сильно отошла от канона оригинальных игр. Студия Bethesda сделала то, что умела лучше всего, — очередную The Elder Scrolls, только в ином сеттинге. Однако считать это минусом тоже нельзя, поскольку Fallout в привычном виде состарился очень плохо, в серию нужно было вдохнуть новую жизнь.


Внушительный бюджет разработки был виден невооружённым глазом. Во-первых, звёзды на озвучке: Малькольм Макдауэл, Рон Перлман и Лиам Нисон. Небольшой по размеру, но насыщенный на события и локации мир. Хорошо проработанная сюжетная линия, в том числе и в побочных квестах. Например, игроку приходилось взорвать деактивированную атомную бомбу в самом центре жилого города на потеху местному богатею. Или раскрыть тёмную тайну семьи каннибалов. Провести настоящее расследование, чтобы получить Толстяка — портативную атомную катапульту. Поучаствовать в штурме вражеских укреплений, сопровождая огромного боевого робота. Fallout 3 умел развлекать и подбрасывать игроку самые разнообразные ситуации.

Третья часть вышла в 2008 году и собрала хорошую прессу. По сюжету события Fallout 3 происходят спустя 200 лет после великой войны. Игрок брал под управление обитателя Убежища 101, которое расположено в бывшей столице США — Вашингтоне. Именно исследованию Столичной пустоши и была посвящена игра.


Продолжение приключений выходца из Убежища и отношение к ней было вполне закономерным — игроки старой школы оказались недовольны, новой же аудитории, которая в старые части серии не играла, игра послужила отличной отправной точкой для знакомства с миром Fallout. И после продажи более 12 миллионов копий, Bethesda не собиралась останавливаться, а начала развивать успех и приступила к разработке новой части.

До выхода следующей номерной части Fallout, в 2010-м, состоялся релиз игры, которую игроки до сих пор вспоминают с теплотой, а многие считают чуть ли не лучшей частью серии — Fallout: New Vegas. Технически «Новый Вегас» был копией третьей игры: те же игровые механики, интерфейс, боевая система. Несмотря на это, она довольно сильно отошла от мрачного тона прошлых частей. Много чёрного юмора, колоритные персонажи, антураж игорной столицы с её неоновыми вывесками, задорной музыкой, лощёными бандитами и безумными квестами.


Разработкой Fallout: New Vegas студия Obsidian Entertainment, которая уже была известна разработкой культовой ролевой игры Star Wars Knights of the Old Republic II: The Sith Lords и Neverwinter Nights 2, поэтому ролевые игры они делать умели. Хотя до сих пор ходят споры, не перегнули ли они с количеством диалогов и внутриигрового текста. Тем не менее, Fallout: New Vegas до сих пор занимает высокие места в топах лучших игр серии — за её бесшабашный характер, разудалую атмосферу и запоминающихся персонажей.

2015 год стал годом релиза Fallout 4. Это часть в игровом комьюнити, даже на фоне Fallout: Brotherhood of Steel, считается наиболее противоречивой, поскольку ряд решений разработчиков был откровенно непонятен игрокам. А всё потому, что сюжет, квесты, история стали не важны, в приоритете сбор хлама и предметов, и всё ради новой механики — строительства. Сюжетом это обосновали неплохо — новый выходец из Убежища должен был объединить разрозненные поселения постядерного Бостона, выстраивая инфраструктуру, занимаясь менеджментом выживших и расставляя различные защитные турели для обороны. Кому-то эта механика пришлась по вкусу — мне, например. Однако, хорошо понимаю тех, кому весь этот Sim City: Fallout Edition вовсе не был нужен. Особенно в те моменты, когда для дальнейшего движения по сюжету разработчики буквально заставляли строить новые поселения, сажать морковку, расставлять генераторы и очищать воду.


Но не буду слишком сгущать краски: квесты всё-таки были, и среди них немало клёвых. То группе возомнивших себя пиратами разумных роботов надо помочь запустить в воздух летающий галеон. То примерить на себя роль супергероя из комиксов — Серебряного плаща, в чьём облике нужно защитить пустоши от преступников. Основная сюжетная линия тоже могла похвастаться интересной детективной линией: по сюжету, у главного героя ещё будучи в убежище некие наёмники похитили сына, которого и предстояло найти. В процессе поисков игрок окажется втянут в беспощадный конфликт между несколькими фракциями. Кто победит в этой войне, а кто проиграет — предстояло решить игроку.

Время экспериментов

Ещё одна игра из мира Fallout, которую необходимо упомянуть — Fallout Shelter. Несмотря на то, что это был релиз для мобильных телефонов, сбрасывать его со счетов ни в коем случае нельзя. Игроку предстояло заняться строительством настоящего Убежища со всеми вытекающими: организация обороны, менеджмент жителей, крафт, прокачка характеристик обитателей бункера, которые напрямую влияли на различные игровые механики и многое другое.


По легенде, игра появилась, поскольку разработчики из Bethesda в процессе разработки четвёртой части очень много играли в мобильные игры и в итоге решили разработать что-то для себя, а затем поделиться с фанатами. Правда это или нет, мы точно не узнаем, но большого успеха Shelter добиться не смогла. В ней можно было провести несколько часов или больше, однако и игроки, и пресса отмечали, что донат играл не последнюю роль, а сам процесс в какой-то момент становился однообразным.

Последняя на текущий момент игра серии — многопользовательская Fallout 76. О её провале можно написать отдельную статью, но важно понимать следующее — ради реализации многопользовательской игры разработчики пустили под нож сюжет и интересные квесты. Вместо этого игрокам выдали кривую и полную багов пустышку, которая, справедливости ради, была очень красивой и весёлой.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *